В АО «Государственная техническая служба» предупредили о новых схемах мошенничества, в которых злоумышленники действуют под прикрытием официальных организаций — от поликлиник и коммунальных предприятий до служб доставки.
По данным пресс-службы ведомства, таким образом преступники пытаются получить доступ к личным данным граждан и аккаунтам в госприложениях.
В некоторых случаях мошенники звонят, представляясь сотрудниками реальных поликлиник и даже могут называть точные адреса и названия.
«Они утверждают, что с определённого числа запись к врачам и вызов скорой якобы осуществляется не по ИИН, а по номеру медицинской декларации. Далее просят продиктовать «номер декларации», который на самом деле является одноразовым кодом для входа в госприложения, такие как DamuMed или eGov. Получив SMS, просят продиктовать шестизначный код, получая тем самым доступ к персональному аккаунту гражданина», - говорится в сообщении.
Кроме того, мошенники представляются сотрудниками «Астана Энергосбыт», «Алматы Су» или других коммунальных организаций.
«Под предлогом участия в «государственной программе по замене счётчиков» они расспрашивают, когда была последняя замена, и якобы открывают заявку. Затем отправляют код на телефон жертвы и просят его продиктовать — снова пытаясь получить доступ к цифровым сервисам», - сообщили в ведомстве.
Вместе с тем мошенники под видом сотрудников «Казпочты» или курьерских служб сообщают о заказном письме из налогового комитета, комитета госдоходов, ЦОНа или других ведомств.
«Уточняют адрес, присылают SMS с номеров 1414 или 1412 и просят продиктовать код или перейти по ссылке. Это — попытка кражи данных или установки вредоносного ПО», - пояснили в службе.
Специалисты отмечают, что ни одна государственная или коммунальная организация не запрашивает по телефону коды из SMS или ссылки из мессенджеров.
В «Государственной технической службе» рекомендуют:
- не передавать никому коды подтверждения из SMS — даже если звонящий представляется сотрудником госоргана;
- не сообщать ИИН и другие персональные данные по телефону;
- не переходить по ссылкам в SMS, особенно если вы в разговоре с «представителем» организации;
- прервать разговор и перезвонить в организацию по официальному номеру.