31 октября Kaspi.kz представил новый способ оплаты — Kaspi Alaqan, позволяющий совершать платежи путём поднесения ладони к терминалу. Аналогичная технология со схожим названием была разработана Alaqan Group и представлена казахстанскому рынку раньше. Обе стороны представили свое видение ситуации.
По данным Forbes.kz, основатель Alaqan Group Берик Нурымбетов сообщил, что интерес банков к технологии возник после визита премьер-министра Олжаса Бектенова в Astana Hub в апреле 2024 года. Как утверждает Нурымбетов, премьер поручил министерству цифровизации организовать им встречу с представителями банков.
«Мне тогда удалось презентовать решение всем банкам второго уровня: многие заинтересовались, другие ответили, что строят экосистему вокруг QR-платежей и на тот момент не видели для себя интереса в такой технологии», — сообщил Нурымбетов.
Весной текущего года сотрудники департамента по развитию биометрических систем Kaspi пригласили команду Alaqan на встречу в Алматы.
«Я пришел туда, полагая, что предварительного доверия достаточно. NDA (соглашение о неразглашении конфиденциальной информации - прим. ред. ФБРК) между нами не был подписан. Я исходил из того, что мы знакомы и вместе работаем над развитием технологий в Казахстане. Поэтому открыто и подробно рассказал о нашем продукте», — вспоминает он.
Как утверждает Нурымбетов, позднее представители Kaspi сообщили ему, что компания занимается собственной разработкой аналогичной технологии. Он предполагает, что интерес Kaspi мог быть вызван его презентацией, но подчёркивает, что ключевой вопрос касается названия.
«Почему был использован тот же бренд, в который мы с командой много лет инвестируем усилия и ресурсы, развивая это направление не только в стране, но и за ее пределами?» — задаётся вопросом Нурымбетов.
Представители Kaspi подтвердили факт встречи с Нурымбетовым.
«Наша команда регулярно проводит подобные встречи с различными компаниями. Встреча носила обзорный характер», — говорится в сообщении.
В компании подчеркнули, что Kaspi Alaqan является самостоятельной разработкой с собственными инженерными принципами и архитектурой безопасности. По словам компании, при выборе названия рассматривались разные варианты.
«Но «alaqan» — это общеупотребимое казахское слово, которое означает «ладонь». Для нас важно, чтобы название было понятным каждому клиенту — так же, как «Kaspi QR» понятно описывает сервис QR-платежей», — говорится в ответе.
В банке также утверждают, что перед регистрацией товарного знака Kaspi Alaqan провели юридическую проверку на предмет конфликта товарных знаков. Заявку подали 2 сентября 2025 года, а регистрацию получили 1 декабря.
В открытом реестре Qazpatent исполнение этих заявок действительно отражено: Kaspi Alaqan зарегистрирован по классам 36 и 39 (финансовые услуги, перевозки и аренда), тогда как Alaqan Group получила регистрацию своего товарного знака 11 августа 2025 года по классам 09 и 42 (биометрия).
Нурымбетов обратился за юридическим разъяснением относительно правомерности использования названия, зарегистрированного Alaqan Group. По мнению юристов, использование сходного до степени смешения обозначения в отношении однородных товаров или услуг может быть расценено как вводящее потребителей в заблуждение и как потенциальное нарушение исключительных прав на товарный знак.
Юристы пояснили, что общие и описательные слова в Казахстане в принципе не подлежат регистрации без отличительной способности. Однако слово можно применить, если оно используется в переносном значении, относится к другой категории товаров или приобрело вторичное значение, став узнаваемым брендом.
По словам юристов, в случае с Alaqan речь может идти именно о вторичном значении — сформированном многолетним использованием и узнаваемостью на рынке. При этом они подчёркивают, что окончательное решение о правомерности использования того или иного обозначения может дать только уполномоченный орган, поэтому Alaqan Group направила официальный запрос в Qazpatent.