Дочерняя компания акимата Астаны City Transportation Systems (CTS), ранее известная как Astana LRT, выставила на продажу имущество на сумму около 20 млрд тенге. Среди активов - десятки земельных участков, помещения под бизнес, парковочные места и даже завод в Санкт-Петербурге.
По данным ORDA, эти активы должны частично компенсировать замороженные средства на счету ликвидированного «Банка Астаны», которые выделяли на строительство линии легкорельсового транспорта (ЛРТ) в столице. Проект до сих пор остаётся недостроенным.
На официальном сайте аукциона государственного имущества размещены десятки лотов, представляющих собой бывшие активы CTS:
- 21 земельный участок в Астане — 3,7 млрд тенге;
- производственная база в Алматы — 145 млн тенге;
- помещение под ресторан в Алматы — 873 млн тенге;
- ещё одно помещение под бизнес в Алматы — 221 млн тенге;
- недостроенный жилой комплекс в Астане — 3,7 млрд тенге;
- 11 парковочных мест в Астане — 15,7 млн тенге;
- земельный участок в Актау — 956 млн тенге;
- бетонный завод АО «Финнград» в Санкт-Петербурге — 9,8 млрд тенге.
Общая стоимость выставленных на продажу активов составила около 20 млрд тенге. По имеющейся информации, некоторые объекты пытаются продать более года, но пока безрезультатно.
Отмечается, что значительная часть этого имущества досталась CTS в рамках процедуры ликвидации «Банка Астаны». До 2019 года CTS (тогда ещё Astana LRT) хранила в этом банке $257,6 млн, выделенных на строительство ЛРТ. После банкротства финансового учреждения доступ к этим средствам был утрачен.
В 2018 году экс-президент Нурсултан Назарбаев на совещании по итогам работы Национального банка заявил, что акционеры ряда банков, включая «Банк Астаны», «управляли безответственно». Это привело к задолженностям и неспособности выполнять обязательства перед вкладчиками.
По его словам, необходимо было «жёстко разобраться с нечестными банкирами». Вскоре после этого заявления ситуация вокруг банка начала стремительно ухудшаться.
Позднее у «Банка Астаны» приостановили лицензию, а затем отозвали её окончательно. В сентябре того же года банк признали неплатежеспособным, а в 2019 году решением суда началась его ликвидация.
Как сообщается, государство не смогло вернуть потерянные средства в денежной форме. Вместо этого в собственность государственных структур, включая CTS, передали имущество ликвидируемого банка — в основном в виде недвижимости и долей в бизнесе.
Напомним, в 2021 году семерых фигурантов осудили по делу о хищениях в ходе реализации проекта «Астана LRT». Экс-замакима столицы Каната Султанбекова и бывшего руководителя компании «Астана LRT» Талгата Ардана объявили в международный розыск.