Тихий провал: как система одного поставщика могла разбиться о качество пестицидов

денежные купюры

Редакции ФБРК стало известно, что комитет госинспекции в агропромышленном комплексе (АПК) планировал революцию — систему «одного поставщика», где исполнитель должен был отвечать за весь цикл борьбы с саранчой. О проекте не знала даже отраслевая общественность, а о его так называемом провале к середине 2025 года не сообщили никому. Причина провала банальна: обработчики получили пестициды настолько плохого качества от основных компаний на рынке, что никто не захотел нести ответственность за результат. 

Согласно информации, поступившей в редакцию ФБРК от источника в отрасли, обработчики полей получали пестициды настолько сомнительного качества, что система «одного поставщика» стала попросту невозможной — никто не хотел нести ответственность за результат при работе с неэффективными химикатами

Особенно показательными, по данным источника, оказались поставки от уже знакомых нашим читателям компаний под руководством Торегельды Калмуратова — тех самых ТОО «Satti Tulik» и ТОО «Пестициды», о которых редакция ФБРК писала в предыдущих материалах. Сообщается, что к ним присоединилось ТОО «АгроХимСервис» из Костаная — компания, которая за девять с половиной лет работы заплатила больше 118 млн тенге налогов, причем в 2023 году налоговые отчисления выросли почти вдвое по сравнению с предыдущим годом.

Регистрантом многих препаратов для борьбы с саранчой является ТОО «Агро-Хим-Лидер», где среди учредителей числится уже знакомый нам по ТОО «Пестициды» Бейше Намашамов. Судя по судебным документам, между этими компаниями существовали серьезные деловые отношения: в 2017-2019 годы ТОО «Пестициды» поставляло ТОО «Агро-Хим-Лидер» химические средства защиты растений на сумму больше 23 млн тенге, что привело к судебному спору о взыскании долга на общую сумму свыше 56 млн тенге. Конфликт завершился мировым соглашением в апреле 2019 года. Эта вроде бы незначительная история в очередной раз говорит о том, что ключевые игроки рынка не просто связаны общими учредителями — они активно торгуют друг с другом, формируя замкнутую экосистему поставок. Сама же компания «Агро-Хим-Лидер», согласно данным сервиса kompra.kz, демонстрирует впечатляющую динамику налоговых отчислений: с 12,5 млн тенге в 2022 году до 199 млн тенге в 2025 году — рост более чем в 15 раз за три года.

Кстати, ТОО «Агро-Хим-Лидер» имеет лишь один прямой госконтракт, но активно сотрудничает с официальными поставщиками. Аналогичная ситуация с другим ключевым игроком рынка - ТОО «АгроХимСервис 2016», руководителем которого формально числится Кумар Аскаров (хотя в соцсетях он указывает себя заместителем директора). Компания не имеет прямых госконтрактов, но является регистрантом препаратов и ключевым партнером для других участников системы. 

Но и это еще не все. По словам источника, ключевую роль в распределении заказов играют высокопоставленные чиновники минсельхоза. Один небезызвестный деятель, не так давно осевший в высоких коридорах Домa министерств, якобы давал указания закупать инсектициды у определенного круга компаний, специализирующихся на продаже пестицидов. А его коллега, предположительно, поддерживал продвижение ТОО «АгроХимСервис», которое, как утверждают, из неизвестной на рынке фирмы превратилось в получателя контрактов на сотни миллионов тенге.

Техническая сторона проблемы оказалась не менее показательной. По словам источника, действующие лаборатории могут определять только содержание действующего вещества в препаратах, но эффективность пестицида по большей мере зависит от дополнительных компонентов — прилипателей, адъювантов, регуляторов pH раствора. Отмечается, что недобросовестные поставщики научились этим пользоваться: они закупают препараты без необходимых добавок, что значительно удешевляет продукт, но делает его практически бесполезным в поле.

Попытка решить эту проблему, судя по всему, кардинально провалилась. Источник сообщает, что бывший председатель комитета даже вроде бы потерял должность после того, как попытался закупить современную лабораторию, способную определять все компоненты пестицидов. Видимо, полная прозрачность состава препаратов устраивала не всех участников рынка.

Что мы имеем? Если верить источнику, государство пытается реформировать систему борьбы с саранчой, вводя разумные принципы ответственности исполнителей за результат, но эти попытки разбиваются о качество препаратов, поставляемых взаимосвязанными компаниями. Система «одного поставщика», может, и могла бы повысить эффективность и прозрачность, но только при условии использования качественных препаратов и честной конкуренции.

Так если качество пестицидов настолько критично влияет на результат, почему государство продолжает закупать препараты у поставщиков с сомнительной репутацией? Почему попытки внедрить современные методы контроля качества встречают такое сопротивление? И главное — сколько еще миллиардов тенге будет потрачено на борьбу с саранчой, которая, вполне возможно, процветает благодаря неэффективным препаратам?

Что ни говори, рынок борьбы с саранчой превратился в настоящий темный лес взаимосвязанных структур. И позиция министерства сельского хозяйства, кажется, совершенно понятна: зачем разбираться в хитросплетениях бизнес-схем, когда можно просто продолжать тратить миллиарды на борьбу с саранчой, которая благодаря неэффективным препаратам чувствует себя на казахстанских полях как дома? Ведь главное - верить официальным источникам.