Суд в Актобе вынес приговор по делу о многомиллиардных хищениях в компании «Ту-Ха», входящей в структуру китайской корпорации CNPC. Двух сотрудниц предприятия — заместителя директора и главного бухгалтера — признали виновными в растрате и отмывании 6 млрд тенге.
По данным ORDA, на процессе фигурантки признали, что в течение 16 лет — с 2004 по 2020 год — по указанию руководства компании обналичивали средства и тратили их на неофициальные выплаты различным государственным органам региона.
Сообщается, что ежемесячно часть средств направляли в акимат и департамент труда Актюбинской области в виде «платы» за беспрепятственное привлечение иностранных работников. По предварительным данным, свыше $2,4 млн (1,2 млрд тенге) перечислили миграционной службе за разрешения на въезд сотрудников из Китая.
Кроме того, по утверждению осуждённых, департамент экологии ежегодно получал около $20 тыс. (10,7 млн тенге) за согласование химических реагентов, а таможенные органы — порядка $500 тыс. (269,7 млн тенге) за занижение пошлин. В 2016 году «Ту-Ха» заплатила ещё и за получение лицензии на деятельность, к которой формально не имела допуска.
В итоге суд признал бухгалтера и заместителя гендиректора виновными и назначил им по восемь лет лишения свободы.
В свою очередь аналитик нефтегазовой отрасли Нурлан Жумагулов утверждает, что компания системно использовала подставные фирмы для обналичивания денег через «упрощёнку» с минимальным налогом в 3%.
«Перепроверил цифры — бьются. Если за 14 лет (с 2006 по 2020 годы) выплаты по КПН составили всего 174 млн тенге, то за последние четыре года — 700 млн тенге. Вы чувствуете разницу? В среднем фирма ежегодно получала заказы от материнской компании «СНПС-Актобемунайгаз» на 2 млрд тенге и продолжает получать. А таких аффилированных поставщиков множество», — отметил эксперт.
По словам Жумагулова, часть средств тратилась и на личные расходы китайских сотрудников: перелёты, подарки чиновникам, оплату отдыха, элитные телефоны и аксессуары.
Компания «Ту-Ха» является дочерним предприятием ТОО «СНПС-Актобемунайгаз», контролируемого китайской государственной корпорацией CNPC — одной из крупнейших нефтегазовых структур мира.
Ранее «СНПС-Актобемунайгаз» уже фигурировала в материалах антимонопольного ведомства: компанию обвиняли в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. По словам экспертов, финансовая отчётность предприятия неоднократно расходилась с данными, подаваемыми в министерство энергетики.
«Самое интересное — именно у СНПС-АМГ никогда не бьются отчёты по нефтяным операциям (закупкам), предоставляемые в минэнерго, с данными финотчётности компании. В век цифровизации минэнерго может легко перепроверить цифры из финансовой отчётности СНПС-АМГ и фактических отчётов, ведь это влияет на штрафные санкции за неисполнение обязательств в части казахстанского содержания», — подчеркнул Жумагулов.