Как нефтяные гиганты превращают Каспийское море в промышленную помойку

Каспий

Экологическая ситуация в казахстанском секторе Каспийского моря становится все более тревожной. Массовая гибель тюленей, рыбы и птиц стала обыденностью. Каждый раз власти берут пробы, ссылаются на естественные причины, а между тем ответы буквально плавают на поверхности в виде нефтяных пятен.

Лишь за один месяц спутники зафиксировали 15 пятен нефтесодержащих загрязнений. Самое крупное — почти пять кв.км у побережья Мангистау — именно там, где вскоре выбросило десятки мертвых тюленей. Совпадение? Вряд ли. Экологи твердят о токсичности воды и постоянных выбросах с нефтяных платформ.

Главный подозреваемый — международный консорциум North Caspian Operating Company (NCOC), объединяющий ExxonMobil, Shell, Total и Eni. К слову, в июле прокуратура Атырауской области выявила у NCOC сверхнормативное сжигание газа без разрешения. Штраф — 3,6 млрд тенге. А в январе суд вынес постановление о взыскании еще 3,5 млрд за нарушения на Кашагане. Кажется, внушительные суммы? Для обычного человека — да. Для транснациональных корпораций с оборотом в десятки миллиардов долларов это мелочь, которую списывают как издержки ведения бизнеса.

Показательна и статистика, озвученная премьер-министром Олжасом Бектеновым: за 2022-2024 годы на крупнейшие нефтедобывающие компании наложили штрафы на общую сумму более 61,1 млрд тенге. NCOC — 12,4 млрд, «Мангистаумунайгаз» — 32,2 млрд, «Каспий Нефть» — 13,7 млрд, «Тенгизшевройл» — 2,8 млрд тенге. Цифры впечатляющие, но что-то подсказывает: если штрафы выписывают с завидной регулярностью, значит, нарушения продолжаются.

Есть предположение, что корень проблемы кроется в кабальных соглашениях 1990-2000-х годов, по которым до сих пор реализуются крупнейшие морские проекты, включая Кашаган. До 98% прибыли по ним уходит зарубежным участникам, Казахстан же, согласно нашим источникам, довольствуется мизерными 2% и увеличит свою долю только с 2036 года, когда месторождение будет уже истощаться.

При этом расходы на инфраструктуру покрываются из национального бюджета. Так, по информации наших источников, на дноуглубительные работы, которые нарушили морскую экосистему, подрядчики подняли более 20 млн тонн грунта, ускорив и без того катастрофическое обмеление Каспия.

А в это время уровень воды в море понизился на два метра за 18 лет, у казахстанского побережья оно отступило на 50 км. При нынешних темпах к 2100 году уровень может опуститься на 18 метров.

Но проблема не ограничивается Казахстаном. В Азербайджане фиксируют аналогичные бедствия на месторождениях консорциума во главе с BP и ExxonMobil. Те же пятна, те же устаревшие технологии и попытки переложить ответственность. Прибыль забирают корпорации, а расплачиваются - экосистемы.

Очевидно, что ситуация требует кардинального пересмотра подходов. Необходимо вводить реальные материальные штрафы, сопоставимые с доходами нефтяных гигантов. Это нормальная мировая практика — финансовая ответственность за ущерб природе должна быть болезненной для нарушителей. Если ущерб доказан, компенсация должна исчисляться не миллиардами тенге, а миллиардами долларов.

В противном случае мы продолжим наблюдать, как исчезает Каспий и его обитатели, как уникальная экосистема, которой тысячелетиями пользовались люди, превращается в отравленную промышленную зону. Пока в этом противостоянии интересов бизнеса и вопросов выживания второе явно проигрывает.

Остается только гадать: сколько еще мертвых тюленей должно выбросить на берег, чтобы люди, принимающие решения, поняли простую истину — море нельзя пить нефтью. Впрочем, возможно, для некоторых участников процесса и эта перспектива не выглядит проблематичной — ведь пить воду из Каспия им точно не придется.

Напомним, в начале июля этого года в Мангистауской области зафиксировали мор рыбы на побережье Каспийского моря. В этом году на побережье Каспия уже неоднократно находили мёртвых животных: 1 мая — останки 88 тюленей, 9 маядесятки мёртвых тюленей и птиц, в конце мая в районе Форт-Шевченко за два дня обнаружили 117 погибших тюленей.